?

Log in

No account? Create an account
April 2015   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
кораблик

The Very Best of Altay Mountains

Posted on 2012.07.14 at 17:25
Tags: ,
Глупый, зачем ты все ищешь Шамбалу? Разве ты не видишь, что уже находишься в ней? Вот она развернулась перед тобой. Гирляндами облаков украсила горы, километрами Чуйского тракта проходит через твое сердце, каменной пустыней Курайской степи легла у твоих ног.
Ну что тебе еще надо? Это хотя бы попробуй осилить.


Писать у меня как-то в последнее время не получается, но эта поездка достойна того, чтобы потрудиться над текстом. :)


Выехали из Барнаула и довольно бодро доехали до Семинского перевала, на котором расположена база Олимпийского резерва.
Идешь ты, весь такой расслабленный, гуляешь после долгой дороги, а мимо тебя лыжники вжых-вжых! И тренер им такой "Коля не торопись! Вася работай спиной!". Даже стыдно становится за свою расслабленность.


И если в районе трассы гулять даже немного жарко, то на вершине без куртки не обойтись. А иногда и без якоря, ибо может благополучно сдуть.


Переночевав на Семиском, двинулись дальше по Чуйскому тракту в сторону Акташа.


С обязательными остановками в самых живописных местах.
Перевал Чеке-Таман.


Весь "украшен" народным, ***, творчеством...


Раньше перевал переезжали только ночью - смотрели по фарам не едет ли кто, потому что разъехаться было невозможно.
Теперь там асфальт, цивил, сувениры и прочая фигня.




Гангста-team


Следующий пункт обязательной программы - слияние Чуи и Катуни.
Катунь делает петлю прям у твоих ног и видно как в нее вливаются мутно-коричневые воды Чуи.


Это наш друг. Размером с нормальную такую псину. Натрескавшись мертвой лошади скрывался от нас с явной ленью и недовольством.


Первый раз (да, стыдно должно быть) остановились у петроглифов.
Пытались послушать экскурсию, но тихий голос, акцент и кровь в алкоголе экскурсовода не способствовали восприятию информации))


Вика


Переночевав в Акташе, в гостинице "Расул" (отличное место, например) сделали небольшое отклонение в маршруте и сгоняли к перевалу Ката-Ярык.
Это Красные Ворота. В скале выдолблена дорога и проезжая кажется, что они вот-вот над тобой сомкнуться.
Скалы красные от содержащегося в них сульфида ртути.
Раньше в Акташе были шахты, где ртуть добывали и очищали. Дети таскали ртуть с собой в пузыречках в школу и на скучных уроках катали шарики. А потом бегали к родителям на шахту и прыгали на ваннах с ртутью (она упругая как батут). Женщина, которая нам все это рассказывала, чувствует себя прекрасно, имеет трех сыновей и мрачных следов ртутного детства не обнаруживает.


Дорога стала хуже, гравий (и так не мелкоколиберный) раскидался, а трактора собрали ее в стиральную доску.


Улаган


Ката-Ярык и вид сверху на долину реки Чулушман.


Раньше спуск с этого перевала нехило проверял на крепость ваше очко)) Построенная для лесовозов дорога не имела никакого покрытия, ограждений, карманов и градус уклона был выше разрешенного. Обычно лесовозы ходят по расписанию. Но не всегда))
Но сейчас по этой дороге вовсю ездят легковушки. Уже не аутентично.


Самое интересное в этом месте - вид сверху.
Вниз мы спускались как-то и даже ночевали, но не прониклись. Пробовали даже доехать до Телецкого, в которое впадает Чулушман, но поздно выехали.


Вот он как раз в Телецкое и потек.


Вдоль дороги много пазарыкских курганов, от них и долина называется Пазарыкской. Большая часть раскопана, конечно.


И опять переночевав в Акташе мы двинулись дальше - в Джазатор или, как его еще называют, Беляши.
Первое название более аутентично, казахское, означает "летнее пастбище". А второе - неправильно записанное алтайское слово означающее "перевал"


Вот тут картинки за окном начали меняться с фантастической скоростью: то ты едешь среди высоких гор, потом их рельеф начинает резко смягчаться и они отступают, открывая тебе вид Курайскую степь, потом абсолютно прямая, как стрела, дорога вновь входит в горы и в какой-то момент они внезапно остаются в отражении зеркал заднего вида, а впереди продолжается каменистая пустыня, по краям которой стоят огромные горы с заснеженными вершинами.


И только измрудно-зеленые болота вдоль речек вносят хоть какую-то жизнь в эти нагретые солнцем камни.


Чуйский тракт стелется дальше, до Ташанты и границы с Монголией, а мы сворачиваем в Кош-Агач.






Визит на местный рынок за расхваленными монгольскими носками из верблюжьей шерсти.






Если все деревни до этого было этнически алтайскими, то в Кош-Агаче уже очень сильная казахская диаспора.


На этом асфальт заканчивается и дальше по каменной пустыне идет такая же каменная дорога.


В одном месте прокопан оросительный канальчик, отчего вдруг у тебя из окон видно зеленое поле. И единственно дерево))
Кош-Агач, кстати, переводится как "одинокое дерево", это, конечно, не оно, но как символизм вполне сойдет.




Дальше веселее.
Прошли пограничный контроль (а все что за Кош-Агачем - приграничная зона и чтобы туда попасть нужно делать пропуск) и рванули к Джазатору.
Ну... как рванули... покатились тихонечко))
Пейзажи опять продолжали стремительно меняться.
На перекус остановились у полуразрушенного домика, за которым отдыхали в загоне сарлыки (яки такие). Прибежали радостные бобики, а за ними пришел в дугу пьяный мужик и все хотел купить 100-й крузер))
Поняв, что нам еще 120 км по непонятно чему рулить, а уже время к вечеру, я (как ведущий! ололо) припустила побыстрее. И стоило пойти дождю со снегом, как у Дискавери пробивает колесо. Решила не мешать совету в Филях и не стала сначала предлагать свои практические знание по замене колес. Но когда и через 20 минут машина не была поддомкрачена, все же вмешалась. Отобрала домкрат, инструкцию, залезла под машину и доказала свое интеллектуальное превосходство установила его куда полагается. Дальнейший процесс пошел как по маслу))
Но в ходе этого самого процесса мы заметили, что у крузера, которым рулила я, спускается ровно то же заднее колесо)) Поскольку погода не шептала ничего кроме "займи, но выпей" решили его пока попробовать подкачать.
Но через 10 минут менять пришлось и его. Зато за этот промежуток успели доехать до более живописного места и осадки прекратились.


До Джазатора доехали уже без приключений по очень красивой дороге. Она то отходила от реки, то ты оказывался на узенькой дорожке между горой и обрывом, а бирюзовый Джазатор переваливал камни метрах в 20 внизу.
К деревне он уже стал спокойнее и дорога проще.


Останавливались у Альберта. Его там все знают.
Удобства на улице, зато есть печка и даже электричество - пять лет назад построили ГЭС. Что в целом есть истинно аутентичный отдых в Горном)) Разве что не в палатке.
Отдельно хочется отметить еду: ну ооочень вкусно. У Альберта, как у местного кулака, свои бараны и вообще, как нам сказали, очень обширное хозяйство.
В общем, соберетесь в Джазатор - рекомендую))


База его стоит на возвышении над всей деревней, откуда открывается духозахватывательный вид на окружающие горы.


Тучи немного рассеялись и закат доставил очень. Я даже сподобилась на 20-ти минутный этюд маслом, не зря этюдник свозила))




Корова тоже хотела присоединится. В Горном довольно часто коровы приходят домой только на дойку, а потом снова уходят пастись.




На следующий день мы погрузились в два УАЗика-таблетки и поехали к финальной точке путешествия - на плато Укок.
Там несколько лет назад откопали курган с "принцессой", ее оттуда вывезли, а потом алтайцы утверждали, что это стало причиной последующего землетрясения. Мол, верните нам нашу принцессу. Только ее европиоидное лицо в эту стройную теорию не вписывалось.
Но и помимо принцессы Укок обещался стать местом уникальным по производимому впечатлению.
В целом так и было, но не совсем то что все ожидали))
На первой остановке (еще на нормальной дороге) наши водители приняли по-писят водочки, после чего оная была у них отобрана от греха подальше. Водители приуныли. Наш врубил музыку. Мне начало казаться, что к Укоку я буду готова вернуть ему бутылку, лишь бы только он выключил. Но выключить ему пришлось без жертв с нашей стороны)) Стало ему совсем грустно.


Следующий привал был на Джумалинских (или Теплых) ключах. Там из под земли бьют множественные ключи с водой чуть прохладнее комнатной температуры. Для алтайцев это считается святым местом, там они вяжут тряпочки на кусты и купаются в маленьком каменном бассеене, потому что вода считается лечебной.
Там расположено что-то типа базы: несколько страшненьких избушек, в которых живут те, кто приехал туда подлечиться. Так сказать, Карловы Вары для крепких духом.
На этом привале наши водители накатили еще (хоть и обещали больше не пить, ну да кто же такому верит) и заметно приободрились. Причем наш приободрился до состояния "я дерзкий!".


То, что они выпили дополнительную порцию я заметила еще на привале, тем более после того как наш на какую-то фразу сказал мол "мы еще не доехали, надо еще доехать благополучно" - "ну мы будем молится о благополучном путешествии" - "молитесь, молитесь".
От базы начинался подъем на перевал Теплый Ключ.


Туууууут-то я и порадовалась, что не поехала туда за рулем, как того очень хотела. Угробить папе машину было бы как-то некультурно))


Дорога представляла из себя набор нехилых булыжников по которым текла вода. Даже на УАЗиках скорость передвижения была не быстрее пешехода и не все участки удавалось проехать с первого раза.
После 15-ти минут подъема, за которые все успели почувствовать себя активно перемешиваемыми игральными костями, наша тарантайка благополучно закипела. На этом моменте уже родители заметили, что наш водитель весьма нетрезв. После выяснения с ними отношений, в ходе которых они то утверждали что не пили потому что на ключах святое место (языческое, для справки), то клялись Аллахом, ехать дальше мама отказалась (+дорога; +состояние машины, у которой не открывалась дверь салона, а значит если она полетит вниз, то водила успеет выскочить, а мы уж нет), ну а с ней за компанию сошли и мы с папой.
Остальные участники экспедиции решили продолжить аттракцион и мы, нежно распрощавшись, взяли с собой бутылку воды и прогулочным шагом пошли вниз.


Шли в спокойном темпе час, фотографировали цветуечки. Это маки, например.


Пока дошли до ключей нас догнал дождь. На этой, так сказать, базе мы договорились, что подождем наши экипажи в одной из избушек.
Ее интерьер состоял из столика с лавками, нар и кривой печки.
Половые доски были просто положены на камни, так что мы провели там время в компании маленького суслика, полевки с половиной хвоста и простой домашней мыши.
Поесть там было негде.


Хотели было сходить на заброшенную вольфрамовую шахту, но дождь почти не прекращался и мы так и просидели в этой избушке.
Пока бродили по базе пообщались с алтайским дедом, который отдыхал на ключах всей семьей. Помимо сведений о состоянии сельского хозяйства в Кош-Агаче, он рассказал, что в 80-е оттуда до ключей добирались по полтора дня. Тут мы почти согласились, что теперь дорога до ключей хорошая))) Не смотря на все синяки ;)
Так же наблюдали два джипа и их пассажиров, которые в полпятого (гениально, ага) начали подъем на перевал. Ребятки видимо кроме названия об Укоке и дороге туда не знали ничего совершенно. Наши с ними потом на самом перевале еле разъехались.


Сошли мы в 11.30 примерно и в районе 5-ти вечера уже начали беспокоиться. Потому что, для того чтобы вернуться в Джазатор хотя бы в сумерках им надо было в час поворачивать назад.
Стали постоянно ходить на пригорок и высматривать не едут ли УАЗики.
В один момент, в районе 7.30, мы заметили на спуске одину машину, хотя ждали две.
Пока она карячилась вниз, мы успели выстроить миллион и одну версию почему машина одна. Но самой жизненной оказалась ессно, что это не наша вообще.
У мужика сын служит на самой дальней заставе на Укоке, вот он и возвращался из гостей. Он-то и принес нам сведения, что нашу группу видел и будут они наверное через час-полтора.
Так же высказался в очень часто слышимом в тот день контексте: нечего на этом Укоке делать.
Наши появились с последними лучами солнца и стадом верблюдов)))


Мужик, стоит отметить, ошибся на каких-то полчаса, что для отсутствия у них часов в принципе очень крутой результат. У нас, к слову, тоже часов не было, смотрели в фотоаппарате, делая снимки))
В полдевятого мы уже лицезрели всю свою группу не очень радостно высказывающуюся о поездке в общем и Укоке в частности.
Очень страшная дорога и ничего особенного как в самом плато, так и в принцессином кургане.


Расплатившись за избушку (хотели снять с нас 2000 за то что мы там посидели, но удовлетворились 700 рублями), пожевав сушек с огурцом (еды-то у нас собой не было) мы наконец-то поехали в Джазатор.
По дороге наслушались историй про самый страшный участок перевала, встречу со слабоотдупляющимися джиперами, пограничниками, про броды на которых в салоне машины случался бассейн из ледяной воды и прочие-прочие страшилки. Так что наша экспедиция тоже подтвердила, как оказалось, уже всем известную истину - на Укоке делать нечего. Ее потом еще подтверждали не раз те кто там был до нас. Суть всего этого - преодолеть страшную дорогу. Можно еще страшнее чем через ключи, но это только если в Аргуте низкий уровень воды, хотя всем и так хватило))
Возвращались уже по темноте. И, не смотря на накрывшую меня мигрень, я не могла отрваться от дороги: темень, справа скала, слева обрыв, внизу бурлит горная река, мертвые повороты и наш водитель смсится в процессе. Теперь ЭТО моя самая страшная автомобильная поездка))
Наконец-то мы доехали до Альберта, где нас ждал аааааааафигительно вкусный плов.


На утро, кода мы завтракали, а это было уже 9 утра, приехавшие накануне одновременно с нами новосибирцы только собирались на Укок. И это не смотря на то, что вчера им все рассказали. И даже то, что мы выезжали в 7 утра, ну а во сколько вернулись они сами заметили.
И пока суетились-собирались одна женщина передумала ехать. Сказала, что кажется ей этот Укок не нужен. Ее мудрое решение мы приветствовали овациями)))
Спокойно собравшись мы двинулись в обратную дорогу, с небольшими остановками на фотографирование.


Обратно дорога уже казалось знакомой и даже во многом родной)) Тапочки машинам больше не пробивали.


Потрясающие сочетание получается из езды по гравийной разбитой дороге, тающего в воздухе поселка и Синатры, выводящего свое "New York! New York!" из динамиков)))




Кош-Агач
Перекусили в местной кафешке, из всех выбрав самую неатентичную, но зато с наличием еды на всех нас и поехали в Акташ.
Очень трудно было, выехав наконец-то на асфальт сдержать себя и не вдавить педальку газа от всей души))


Облака поднялись чуть выше и стало понятно насколько ОГРОМНЫЕ горы окружают Курайскую степь.
Которая, по словам бывавших на Укоке, намного живописнее))


После ночевки в Акташе, решили не возвращаться одним днем. Во-первых это было воскресенье, а значит поток обратно почти сплошной, во вторых это физически могло очень доставить.
Как-то мы возвращались с Чулушмана за один день (не от хорошей жизни), через 5 перевалов. Ровняшка накрыла ТАКАЯ, что думала ласты склеиваю уже, хотя в горах бываю регулярно.
Поехали в Чемал, наше самое тусовочное место.
Вся дорога проходила в облаках, которые лежали так низко, что скорее напоминали туман. Но после обильного ливня и почти штормового ветра рассеялись и воздух стал легче и прохладнее.


Традиционно заехали по пути в Камлак, к травнику, за чаем "Тихая поляна" и прочими ништяками. (и ничего противозаконного!)


Съездили на Патмос, где возрожден теперь женский монастырь и скит архимадрида Макария (Глухарева), который был основателем алтайской духовной миссии.
Обычно мы приезжали туда не в особо массовое время, а тут по подвесному мостику перемещались реальные толпы верующих, просто захожан и даже каких-то сектантов.


Ночевали в гостинице аляповатый вид которой всегда приводил нас в недоумение, когда проезжали мимо. Под аккомпанимент купания в бассейне нетрезвой молодежи))

Подытожить можно одним: на Укоке делать нечего))
Пинкфлойды по прежнему вне конкуренции в качестве саундтрека к поездке по горам.
Очень хочется снова вернуться в Джазатор, тем более, что, по словам Альберта, там еще есть что посмотреть.

Это было одно из самых потрясающих моих путешествий. Мне до сих пор кажется, что я смотрю про себя какое-то кино, а вся реальность осталась там, в моих Самых Прекрасных Горах на Свете.

ps: ох, ребятушки, как же я задолбалась это писать)))

Comments:


vaguethumb
vague_thumb at 2012-07-14 13:39 (UTC) (Link)
круто )
человек-недоразумение
vero_malinteso at 2012-07-15 21:40 (UTC) (Link)
более чем)
Snowbird
snowbird at 2012-07-15 11:58 (UTC) (Link)
Какие же офигительные виды!!! От одних названий дух захватывает!
Спасибо, что ты все это показала и рассказала. Надеюсь, и мне когда-нибудь удастся побывать хотя бы в половине этих чудесных мест.

П.С. Рассказ про ртуть очень удивил.
человек-недоразумение
vero_malinteso at 2012-07-15 21:41 (UTC) (Link)
Посетить не так сожно, только билеты дорогие.

А про ртуть на себе лучше не проверять)))
Snowbird
snowbird at 2012-07-16 10:47 (UTC) (Link)
В условиях маленького ребенка дороговизна билетов - не самая большая проблема.

А про ртуть я и не думала проверять: с детства ее очень опасаюсь.
V13
voron13 at 2012-07-15 19:15 (UTC) (Link)
Офигенно!
Других слов не нашел, прости. )
человек-недоразумение
vero_malinteso at 2012-07-15 21:41 (UTC) (Link)
Оно вполне подходит))
Previous Entry  Next Entry